Главная
Новости рынка
Рубрикатор



Архив новостей -->



плёнка сельскохозяйственная

 



   

Мария Флэтчер

Имидж "VIP"-персоны

Введение.

Имидж "VIP"-персоны - одна из самых парадоксальных областей имиджмейкинга. Существует жесткий протокол, правила которого обязательны для всех, но если "VIP" -персона ограничивается только лишь выполнением правил и подборов внешних атрибутов, подчеркивающих статус, то имидж персоны, как ни странно, может сильно пострадать. Историческим примером может послужить биография Императрицы Елизаветы Петровны. Больше всего на свете она любила собирать светское общество (разумеется, по правилам этикета), устраивать балы, танцевать и переодеваться в новые платья. После ее смерти, Россия получила в наследство пустую казну и 15 000 модных нарядов Императрицы. Спустя сто лет, в Европе стала популярной история об одной "VIP"-персоне. Как пишет автор: "... На каждый час дня у короля был особый камзол, и как про королей говорят: "король в совете", так про него всегда говорили: "король в гардеробной"!...". Ганс Христиан Андерсен последовательно показывает как "VIP" -персона приобретает имидж "Голого короля", и как, несмотря на внутренний дискомфорт, "VIP" -персона пытается держать лицо. Сказка "Новый наряд короля", по сути - новый имидж, заканчивается так: "... И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: "Надо же выдержать процессию до конца!". И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было".

Основная тема данной работы - формирование положительного имиджа "VIP" -персоны.

Часть 1. История формирования этикета для Особо Важных Персон.

Принципы формирования VIP-имиджа известны с древнейших времен, и первыми имиджмейкерами были жрецы. Они создавали имидж языческим небесным "VIP-персонам", а заодно и их наместникам на земле - царям. Существовало множество ритуалов поклонения Богам, которые со временем трансформировались в разнообразные правила поведения.

Конфуций называл правила поведения "Ли". Он считал, что правила - "Ли" - должны были формировать гармоничные отношения между людьми и регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях. "Правитель должен быть правителем, работник - работником, отец - отцом, сын - сыном", - говорил философ.

Первые своды правил поведения в обществе были созданы в Древнем Египте около 2350г. до н.э. Здесь была написана книга, которая называлась "Инструкция по поведению".

Первый официальный письменный договор был заключён в 1278 г. до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы на серебряной пластинке. Этот документ является первым проявлением дипломатического договора о правилах поведения.

В "Одиссее" Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило потерять лицо и исключить себя из своей социальной группы.

Аристотель (384-322гг. до н.э.) называл красивое поведение обходительностью и разделял на три рода: "Первый род - в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй, когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности, - когда бывают гостеприимными застольниками". Примером третьего вида обходительности служило поведение Юлия Цезаря: "...когда у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего, и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости".

Сложившаяся и детально разработанная нормативная система правил поведения сложилась в эпоху средневековья, в среде феодалов. Рыцарское сословие выработало свой собственный кодекс чести, нравственные нормы, которым соответствовал определенный образ жизни рыцарей. Детали одежды, особенно головные уборы, геральдика, оружие и другие многочисленные детали отражали социальный статус и ранг человека. Однако основой формирования имиджа рыцаря была честь. В бою идеальный рыцарь должен был заботиться не столько о победе, сколько о собственной чести. Он не имел права наносить удар противнику со спины, убивать безоружного; если противник падал с коня, благородному рыцарю надлежало также спешиться, чтобы уровнять шансы. Рыцарь обязан был быть учтивым, заботиться о слабых, проявлять щедрость. Утонченной вежливостью и изысканностью отличалось его отношение к женщине ("прекрасной даме").

Особенно сложными и строгими были правила поведения при дворе монархов. Их нарушение расценивалось как преступление. Вот, например, случай который произошел в Испании во времена царствования Филиппа II. Королева упала с лошади, ее нога застряла в стремени, а лошадь неслась, волоча за собой ее величество. Все это происходило под стенами дворца, на глазах у короля, который находился на балконе, и множества придворных, которые были внизу. Но никто не решался помочь королеве, т.к. никто из присутствующих не имел права прикоснуться к ноге ее величества. И, наверняка, у этой истории был бы печальный конец, если бы не нашлась пара смельчаков, которые освободили королеву, а после вскочили на лошадей и немедленно ускакали прочь, спасаясь от гнева Филиппа II. Свод правил был настолько сложной, детализированной системой, что возник целый ряд профессий, представители которых обеспечивали исполнение ее требований: церемонемейстеры отвечали за соблюдение этикета при дворе, многочисленные гувернеры и учителя обучали дворянских отпрысков изысканным манерам и прочим необходимым премудростям.

Издавались также соответствующие руководства по вопросам политеса, такие как, например, "Галатео, или Книга хороших манер" (Италия 1558г.). Вот выдержки из этой книги, некоторые из них актуальны и в наши дни: " Каждый должен одеваться в соответствии (в согласии) со своим возрастом и положением в обществе. Если этого не делать, то можно заметить на себе презрительные взгляды окружающих людей…Человек не должен хвастаться своим происхождением, богатством, знатностью, а также и своим умом. Вы не должны разговаривать ни слишком медленно, растягивая слова, ни слишком быстро, глотая их. Говорить нужно спокойно, с достоинством, так, чтобы вас понимали; человек... должен все делать красиво, изящно, быть любезным".

Огромное значение придавалось внешнему виду и светским манерам. Идеал светского человека определялся французким выражением comme il faut ("как надо", "как следует"). Быть "комильфо" означало полностью соответствовать правилам хорошого тона, то есть, быть порядочным человеком, со вкусом одеваться и любезно общаться.

Постепенно в высшем европейском обществе установились не только правила поведения, но и правила внешнего облика VIP-персон и их окружения.

Термин "этикет" (чин, порядок - фр.) появился только в 18 веке, благодаря Людовику XIV, когда на одном из великолепных, изысканных приемов гости получили карточки - этикетки, на которых были перечислены строгие правила поведения. У этой "VIP" -персоны был особый имидж - имидж Короля- Солнца.

Часть 2. Имидж "Короля - Солнца".

Имидж Людовика и имидж его страны того времени можно назвать произведением искусства эпохи классицизма. Именно благодаря ему, Франция стала законодательницей изысканных манер, стиля и моды. Недаром вторая половина 17 века получила название "великий век". "Великий" - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля. В это время в искусстве происходит процесс регламентации, четкого понимания - что и как изображать. Созданная в 1648 году академия живописи находится теперь в ведении Короля, а в 1671 году создается академия архитектуры. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Образцом архитектуры того времени может служить Колоннада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математически выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство покоя и величия. Именно тогда был создан знаменитый Версальские дворец и парк (арх. Лево, Орбэ, Мансар). Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Эта строгость сочетается с пышной отделкой, особенно в интерьере. Ни одна эпоха не давала такого "соединенного действия всех искусств", такого выражения синтеза всех искусств, каким отмечен Версальский дворец. Интерьеры дворца состоят из анфилады комнат, кульминацией роскошного убранства которых была спальня короля, где начинался и кончался его день, и где происходила аудиенция. Роскошью поражала и Зеркальная галерея между "Залом войны" и "Залом мира", с окнами, выходящими в сад, с одной стороны, и с другой стороны -зеркалами, в которых вечером, в свете свечей множилось и сверкало брильянтами отражение нарядно одетой толпы подданных его величества. Версальский парк также являлся программным произведением. В нем также было все выверено - каждая аллея; были заранее продуманы места для статуй и фонтанов. Создателем парка был Ленотр, скульптуры исполняли знаменитые мастера - Жирардон и Куазевокс. декоративные работы выполнял придворный художник - Лебрэн. В большой степени именно Лебрэну французское искусство обязано созданием единого декоративного стиля, от монументальной живописи и картин до ковров и мебели. По заказу короля Лебрен написал трактат о регламентированном, унифицированном искусстве и разработал специальный свод правил. В эту эпоху наиболее активно развивался жанр парадного портрета. Известными портретистами того времени были Филипп де Шампень, Пьер Миньяр, Никола Лержильер, но автором большинства королевских портретов был Гиацинт Риго.

Благодаря классицизму, Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, она становится во главе всей духовной жизни Европы. Постепенно, появляются частные художественные салоны, и эстетика проникает в частные дома, и классицизм органично переходит в рококо...

Имидж монарха, созданный им самим.

Король сам выбрал для себя образ Солнца. Во-первых, Солнце, как податель всех благ - традиционный образ монарха, во-вторых, Людовик говорил, что "...солнце равномерно и справедливо распределяет свой свет между всеми частями мира ... оно неустанно движется, а между тем всегда спокойно...оно никогда не уклоняется от своего пути". Это был своего рода символ идеального правления для молодого монарха. Солнце означало для него спокойное, уравновешенное правление.

На эмблеме Людовика солнце освещало земной шар. Это изображение имело тот смысл, что король вправе распространить свое благодетельное правление на другие народы. Это подтверждается и девизом "Nec pluribus impar" (И для многих равный). Король писал, что и земной шар и этот девиз ему посоветовали включить в эмблему придворные: "Они имели в виду, что раз я сам справляюсь со столькими делами, то, конечно, мог бы управлять и другими царствами, подобно тому как Солнце осветило бы и другие земли, если бы они оказались под его лучами".

Интересно отметить, что день его рождения -5 сентября 1638 г. было воскресенье - день Солнца. Астрологи - Томазо Кампанелла и Гуго Гроций предсказывали, что: "Наподобие Солнца, он ублаготворит теплом и светом Галлию и друзей Галлии". Умер он тоже в воскресенье, 1 сентября 1715 г. Великое светило как будто вело короля всю его жизнь от рождения до смерти.

Характер.

Людовик XIV был интровертом, человеком углубленным в себя, склонным к скрытности и сдержанности во внешнем выражении чувств.

О характере Людовика XIV в детстве придворная дама Моттвиль вспоминала: "Он был серьезным... и даже достаточно благоразумным, чтобы хранить молчание, опасаясь сказать что-либо неподобающее..."

То же стремление уже взрослого короля быть немногословным засвидетельствовано в его "Мемуарах": "Нужно гораздо чаще слушать, чем говорить, ибо очень трудно говорить много, не сказав чего-нибудь лишнего".

Воспитание.

Очень много внимания уделялось физическому воспитанию монарха. Людовик отлично ездил верхом, плавал, фехтовал, танцевал. Он страстно любил охоту; когда под старость король уже не мог садиться на коня, он стал охотиться сидя в коляске, которой самолично правил. В последний раз это было в 77 лет, за месяц до смерти. В движении, на свежем воздухе он чувствовал себя в своей стихии, и всю жизнь спал с открытыми окнами.

Сложнее оценить, насколько удачным оказалось интеллектуальное воспитание. Его воспитатели - королева Анна и кардинал Мазарини придерживались тех веяний в педагогике, которые отталкивались от жизненного опыта, а не от теорий, изложенных в книгах. Анна Австрийская сама не любила читать и полагалась на здравый смысл, порождаемый житейским опытом. Для нее было важнее воспитать сына нравственным, верующим человеком, чем начинять его всяческой эрудицией, зачастую лишающей молодежь должного смирения. Мазарини же предпочитал абстрактному книжному знанию опыт постепенного ознакомления своего воспитанника, когда это позволит его возраст, с практикой государственного управления. Он, конечно, согласился бы с суждением Моттвиль: "Политика - вот истинная грамматика, которую должны изучать короли".

Очень много внимания уделялось предметам, прививавшим молодому человеку культуру светского общения, вводящим его в круг "порядочных людей" - важнейший педагогический ориентир XVIII в.: помимо танцев, верховой езды и фехтования Людовику преподавали каллиграфию, рисование, музыку (он умел играть на лютне, гитаре и клавесине). Программа обучения избегала слишком специальных знаний. В ней отсутствовало правоведение, хотя монарх и считался первым судьей своего королевства, философия, теология.

Воспитатели исходили из того, что монарх всегда может обратиться за консультацией к специалистам. В итоге, Людовик не получил навыков самостоятельной работы с книгами. Он всегда предпочитал расспросы, живую беседу. Если Перефикс (его учитель по основным предметам) жаловался Мазарини, что король ленится на уроках, кардинал успокаивал его: "Когда он присутствует в Государственном совете, он задает мне сотню вопросов". Ежедневно по утрам король на час-полтора приходил в кабинет кардинала, выслушивал там доклады государственных секретарей первому министру и спрашивал обо всем непонятном. По вечерам он присутствовал на заседаниях Государственного совета и в последние годы жизни Мазарини уже председательствовал на них, когда там рассматривались важные вопросы. Благодаря этой продолжавшейся шесть-семь лет практике, 22-летний король смог сразу после смерти Мазарини стать высокопрофессиональным главой государства.

Самообразование.

Начав управлять, Людовик все же почувствовал пробелы своего образования и пытался их заполнить. Он сообщал в "Мемуарах": "Я решил отдать этому труду часть времени, предназначавшегося для моих развлечений". Он самостятельно изучал историю, военное искусство, литературу.

Первый принцип VIP: открытость!

В день смерти Мазарини, 9 марта 1661 г.король объявил, что берет управление страной в свои руки, и не будет назначать нового первого министра. Людовик пожелал быть единственным источником милостей для своих подданных, строго запретив министрам просить его за других. Принцип открытости французских королей Людовик считал принципиально важной особенностью политического строя Франции, отличающей ее от государств-деспотий: "Если у этой монархии есть какая-то особенность, то это именно легкий и свободный доступ подданных к государю". Короля легко можно было встретить в Версальском парке, который был открыт для всех пристойно одетых посетителей. Конечно, это не обходилось без неприятных последствий: затаптывали газоны, били статуи и вазы, делали на них надписи, отвинчивали медные краны, но традиция открытости королевской резиденции все же сохранялась. Кроме того, любой француз мог подать прошение королю во время публичных аудиенций.

Второй принцип VIP: трудолюбие и профессиональное управление.

Король- Солнце привел свою жизнь в соответствие с представлением о труде как священном долге монарха: "Царствовать - значит трудиться, и царствуют для того, чтобы трудиться; желать одного без другого было бы неблагодарностью и дерзостью перед Богом, несправедливостью и тиранией перед людьми", - писал он в своих "Мемуарах".

"Рабочая неделя" короля Франции в начале 1660-х годов по описанию в "Реляции" венецианского посла Гримани выглядела так:

Понедельник: с утра король занимался внешней политикой в Узком совете, который составляли всего три выбранных им самим министра: Г. де Лионн - иностранные дела, М. Летелье - военные дела и Ж.-Б. Кольбер - финансы. Затем заседал Совет депеш, занимающийся вопросами внутреннего управления: к "триумвирам" присоединялись канцлер П. Сегье и те госсекретари, которые в отличие от Летелье не входили в Узкий совет. Вечером, как и во все прочие дни недели, король с членами Узкого совета занимался текущими делами.

Вторник: заседал Королевский совет финансов.

Среда, как и воскресенье: дни, свободные от утренних советов, но не от вечерней работы с министрами - полностью выходных дней у короля не бывало.

Четверг: Королевский совет финансов, затем "Совестный совет", в котором король с несколькими выбранными им прелатами решал вопросы о замещении церковных должностей.

Пятница: как и в понедельник, иностранные дела в Узком совете, затем Совет депеш.

Суббота: Королевский совет финансов. Впоследствии, когда создавались новые советы при монархе - по законодательству, по торговле, - их заседания заполняли окна этого расписания. Кроме того, король и помимо советов много работал над бумагами в своем кабинете и наедине с отдельными министрами. Было зарезервировано и время для публичных аудиенций с приемом прошений от подданных.

В рамках такого насыщенного расписания, дополнявшимися выездами на войну, Людовику суждено было провести почти 55 лет.

Имидж Людовика XIV, созданный его окружением.

1. "Внешность".

Двор был настроен на обожание своего молодого монарха. Его видели высоким, "настолько же превосходящим других по росту, насколько и по рождению", как писала в 1658 г. его кузина, дочь Гастона Орлеанского. На самом деле Людовик был среднего роста - всего 1 м 68 см, (по результатам измерения его доспехов), но стройная фигура, уверенная осанка вместе с высокими каблуками способствовали иллюзии.

Художники изображали своего государя в виде античных богов, чаще всего в виде Марса, хотя сам он не ощущал потребности осознать себя героической или божественной личностью.

2. Внутренние достоинства.

Придворным импонировали и ловкость короля в спортивных упражнениях, и, конечно, спокойное достоинство, сдержанная манера поведения, равно чуждая как фамильярности, так и чопорности. Людовик умел быть непринужденным в общении, вовремя пошутить, сказать ласковое слово. Застигнутый врасплох просителем, коротко отвечал: "Я подумаю".

Иногда, как и всякому человеку, ему случалось выйти из себя, но это бывало крайне редко, и слухи, ходившие в придворной среде рассказов нередко ставились под сомнение самими придворными. Говорили, например, будто в ноябре 1671 г. король бросил Кольберу, отказывавшемуся выдать наличные на возраставшие военные расходы: "Это ваша собачья торговля съела наличные". Но передавший этот слух савойский посол Сен-Морис первый ему не поверил, зная, что король никогда не говорил в таком тоне.

3. "PR"

Культ короля был не его личной потребностью, а рационально обоснованной политической программой.

В 1680 г. король принял поднесенный парижской ратушей титул "Великий". Члены Французской академии в обязательном порядке включали похвалы монарху в свои вступительные речи. Елизавета-Шарлотта Пфальцская в 1701 г. писала: "Однажды я спросила одного рассудительного человека, почему во всех книгах непременно хвалят короля. Он ответил, что печатникам было специально предписано не печатать никаких книг, которые не содержали бы таких похвал, и все это делается для его подданных. Французы обычно много читают, и провинция читает все приходящее из Парижа, так что похвалы королю внушают им почтение и уважение к нему. Вот почему так делают, а совсем не ради короля, который никогда не читает таких восхвалений и не слушает их с тех пор, как перестал посещать оперу".

4. Этикет как важнейшая часть имиджа VIP-персоны.

"Солнечному" монарху довелось пережить младшего брата, сына, внука и его жену, правнука и еще одного внука. Но никакие переживания не могли заставить Людовика нарушить налаженный придворный и государственный обиход. Он проводил заседание совета на другой день после смерти сына, хотя при этом с трудом говорил и все время плакал. Преодолевая себя, он требовал того же и от других. Своей дочери от г-жи Лавальер король лишь с трудом, уступая ее слезам, разрешил носить траур по скончавшейся в монастыре матери: демонстративное проявление скорби по частному лицу, даже со стороны дочери покойной, все же противоречило нормам этикета.

5. Отношение к статусу.

В своих "Мемуарах" он писал, что короли "…должны быть одновременно скромными лично и гордыми за место, которое они занимают". О

н держался замкнуто, не допуская посторонних в свой внутренний мир, но самый близкий к нему человек, госпожа Ментенон, в 1707 г. отметила: "Он не видит в себе ничего особенного, совсем не считает себя необходимым; он убежден, что другой делал бы все так же хорошо, как и он, и во многом даже превзошел бы его... у него и за год не наберется столько проявлений гордости, сколько у меня за один день".

6. Религия.

Именно в вопросах религии печальную роль сыграло отсутствие у короля широкого кругозора, книжной культуры. Благодаря материнскому воспитанию, Людовик вырос убежденным католиком. Но его вера была верою "простеца": когда Вольтер расспрашивал кардинала Флери о религиозности покойного короля, старый прелат ответил: "Он верил как угольщик". Особое внимание уделялось соблюдению обрядов. Людовик ежедневно, а не раз в неделю, слушал мессу, не делая себе послабления даже по болезни: тогда он слушал ее в постели. Следуя старой традиции французских монархов, "Король-Солнце" ежегодно в Страстной Четверг мыл ноги 12 нищим, обтирал и целовал их. Он каждый день читал простейшие молитвы, по праздникам выслушивал длинные проповеди.

Однако проявить терпимость к другим конфессиям Людовик не смог, и это мешало процветанию страны, потому что в финансовой сфере было очень много аристократов-гугенотов. Гонение на эту конфессию мешало полноценному экономическому развитию Франции.

"Классический ИМИДЖ VIP"

Людовик был одним из самых пунктуальных руководителей страны, и все его поведение во время 54-летнего личного правления показывает, что он был человеком долга, долга перед своим государством, перед своим королевским достоинством, перед своим статусом VIP-персоны. Перед смертью, король сказал: "Я умираю, но государство остается навсегда".

В своих "Мемуарах", составленных в поучение его сыну, наследнику престола, Людовик пишет: "Мы должны ставить благо наших подданных гораздо выше нашего собственного блага ... Мы рождены лишь для общественного блага"… "Повиновение и почет, которые мы получаем от наших подданных, даются не даром, но в обмен на справедливость и покровительство, которые они рассчитывают получать от нас".

Людовик знал свои слабости (война, женщины, католицизм) и не претендовал на святость. В то же время, он никогда не допускал, чтобы эти слабости снизили бы его имидж.

Его имидж составляли как личные достоинства, так и высокий профессионализм. На основе его опыта, можно составить своего рода список необходимых качеств имиджа VIP-персоны:

  • профессионализм;
  • образованность;
  • органичное существование в строгих рамках этикета;
  • скромность;
  • трудолюбие;
  • сдержанность в публичном проявлении чувств;
  • строгий самоконтроль и дисциплина.
  • И кое-что добавить: терпимость.

Даже развлечения для Людовика были во многом государственным делом, их пышность и четко отработанный церемониал работали на имидж монарха.

У Людовика XIV не было ничего, кроме управления страной. Он не мог себе позволить заниматься чем-то посторонним, например, сочинять трактаты по демонологии, как Яков I Английский, или решать проблемы алхимии, как император Рудольф II, или лично строить корабли и шить себе сапоги, как ПетрI.

Он формировал свой имидж подобно Родену, создававшему свои статуи по принципу "…отсечения от куска мрамора всего лишнего".

Часть 3. История и особенности формирования VIP-имиджа в России. От имиджа "Ясного Солнышка" к имиджу "Кухарки"

1. Святость - основной компонент положительного имиджа.

В Древней Руси также существовала персона с солнечным имиджем. "Ясным Солнышком" называли князя Владимира. Он смог привить своему полудикому народу культуру и образование.

Как отмечает Костомаров : "Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных... Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские."

В христианской Древней Руси, статусом "Особо Важной Персоны", прежде всего, обладали святые и блаженные, действия и слова которых не регламентировались при дворе и не оценивались с точки зрения приличий (нигде, кроме России, нет столько святых, мучеников, блаженных). Основным показателем положительного имиджа князя или царя служила, в первую очередь, его духовность и то, как искренняя вера проявлялась в "обычной" каждодневной жизни правителя.

Например, положительный имидж княгини Ольги был сформирован, благодаря таким христианским характеристикам, как набожность, милосердие, щедрость. Для князей она была мудрейшей правительницей, горожане находили у нее прибежище и упокоение, вдовы и сироты приют, еду, одежду. На ее похоронах присутствовали и язычники и христиане. Она была причислена к лику святых за добродетель. Положительный имидж княгини незыблем, потому что, как отмечают многие источники : "Честные мощи ее находились в земле около тридцати лет и были обретены нетленными. От них пошло много чудес и исцелений."

Князья Борис и Глеб были причислены к лику святых не за христианский подвиг, а за подвиг "непротивления", за то, что они принципиально, по христиански не оказали никакого сопротивления убийцам. У Бориса была своя дружина, и он мог бы ответить, но ни он, ни Глеб, не посмели поднять руку на брата. Святополк получил власть, совершив убийство братьев, но VIP - персоной в русском духовном понимании, он не стал.

Имидж Царя Бориса Годунова сильно пострадал из-за смерти Царевича Дмитрия, но не столько из-за самого убийства, сколько из-за святотатства (убийство помазанника Божьего).

Все русские цари без исключения должны были перед смертью принять монашество, то есть максимально приблизиться к Богу.

Иллюстрацией положительного имиджа царской персоны может послужить диалог из Пушкинской "Капитанской дочки". Героиня приходит на аудиенцию к императрице.

Императрица спрашивает:
- Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
- Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

Быть милосердным, находясь у власти было необходимо. В противном случае, создавался имидж тирана.

На том месте, где было совершено покушение на царя Александра Первого, в Петербурге был построен знаменитый храм "Спас на крови", потому что покушение на царя расценивалось как покушение на Бога.

Расстрел царской семьи в 17-м году был не только святотатством (все члены семьи, кстати, не так давно, были причислены к лику святых как невинно убиенные), он также означал смену имиджа власти. VIP-персоной могла стать "любая кухарка, способная управлять государством" (Ленин). "Серп и Молот","Рабочий и Колхозница", красный флаг и т.д. стали символами новой страны. Со временем социалистический реализм стал основным стилем искусства, а в архитектуре грубые сталинские дома странно сочетались с убогими "хрущевскими" и "брежневскими" пятиэтажками.

2. Этикет в России.

Что же касается европейского этикета, то он проник в Россию в начале 18 века. До этого при царском дворе существовал общепринятый порядок, в основном заимствованный из византийского церковного устава, а для обычных граждан в 16 веке был создан кодекс правил "Домострой". В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: Богу, царю, наместнику царя, боярину, отцу, мужу, человеку (то есть мужчине).

К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр Первый стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран Европы своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и традициями.

3. Положительный имидж древнерусской "VIP" -персоны = святость + деятельность.

Основным компонентом положительного имиджа государя в Петровскую эпоху стал принцип "Красота в деянии". Положительный имидж государя и его приближенных складывался из поступков, из реализации конкретных государственных проектов и личного участия в них. Этот принцип в сочетании с этикетом и классическими принципами эстетики был присущ многим российским VIP- персонам, и позволил России к началу 20-века стать процветающей державой.

4. Имидж Российских вождей.

Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила все сферы жизни, поэтому этикет перестал быть актуальным. Возникло уникальное общество без правил поведения, в котором власть соблюдала только собственный интерес.

Конечно, постепенно правила хорошего тона стали возвращаться как неизбежная часть человеческого существования, но ценности поменялись. Было упразднено главное правило классического этикета: безоговорочное уважение к человеку и почтительное обхождение с каждым. Выражения "Мы университетов не кончали", "Будь проще, и люди потянутся к тебе" - знакомы нам с детства. В основе "советского этикета" была гордость за "пролетарское" происхождение. В основе имиджа советских VIP- персон была агрессия, разрушение, недоступность. Имидж страны прекрасно представлен в романе Горького "Мать": толпа, похожая на пугающую огромную черную птицу. Внезапно возник новый тип VIP- персон - имидж советского вождя!

Вождь - это имиджевая характеристика, это исключение из правил, это личность, которая находится не внутри общества (как монарх), а над ним(диктатура власти)! Это характеристика личности, которая диктует правила (законы), но не соблюдает их (в отличие от короля). Такими были Ленин, Сталин и их окружение.

5. Эпоха застоя. Голые короли.

VIP-персоны эпохи застоя - это вожди, которым официально поклонялись, но неофициально их отвергали. Они были персонажами анекдотов, и именно тогда возникло явление "кухонных бесед". Диссидентов боялись, и любое проявление свободомыслия подавлялось культовым прессингом вождя.

Имидж советских VIP-персон - это имидж "голых королей". У России был пугающий образ с двумя лицам: одно лицо - холеные чиновники и их жены, одетые по последней моде, а другое лицо - спивающаяся нация, облаченная в железный занавес.

Имидж М.Горбачева
    Образно выражаясь, историческим персонажем, крикнувшим, что "король голый", что советская система несостоятельна и наполнена ложными ценностями, оказался М. Горбачев. Он привнес в свой имидж естественную человечность, нарушив имиджевые характеристики советского типа лидера. Его имидж был во многом парадоксален: он активно призывал бороться с аппаратом, оставаясь при этом его главой. Он говорил о системе ценностей, созданных теоретиками коммунизма, но при этом делал все, чтобы легализовать в стране частные предприятия и утвердить свободу слова. Он устраивал парады войск в Литве, которая хотела быть независимой, и при этом отделил Российскую Федерацию от других союзных республик. Хотя он никогда не ставил своей целью развалить СССР и партию, проводимая им политика и задействованные ресурсы дали именно этот результат.

Его имидж миротворца был настолько действенным, что прекратил холодную войну, заключил договор о снижении вдвое количество ядерного вооружения, разрушил берлинскую стену, и впервые, именно за свою общественную деятельность, первый президент России получил Нобелевскою премию. Однако, несмотря на свой блистательный имидж, 19 августа 1991 года Горбачев был смещен.

Имидж Ельцина.
    Имидж Ельцина формировался почти также как имидж Горбачева, как новый тип политического лидера. Они оба прошли один и тот же путь признания: сначала на Родине, потом исключительно на Западе. Перестроечный имидж Ельцина - это имидж борца с режимом. Дальше, начиная с 1996 года, он уже не мог бороться со своим(!) режимом в том же ключе, поэтому был сформирован имидж реформатора в сфере борьбы с коммунизмом.

Имидж Путина.
    Если имидж Горбачева должен был контрастировать с имиджем Брежнева (и пр.), то имидж Путина должен был контрастировать с имиджем Ельцина.

Задачей имиджмейкеров было создать имидж здоровья и бодрости будущего нового президента. Отсюда бесконечные посещения военных объектов, полеты в вертолетах и самолетах, катание на горных лыжах перед телекамерой и т.д., то есть создавались информационные поводы, отличавшие Путина от Ельцина. Вскоре к его физическим качествам имиджмейкеры добавили в его имидж лидерские качества лидера. В данном случае, "все в хозяйстве пригодилось": взрывы в Москве, Чечня,"Курск". В этих условиях легко был сформирован имидж лидера, способного решать самые сложные проблемы в условиях массовой паники. Лидер тут же придумал наказание для внутреннего врага: "мочить в сортире". Эти слова стали крылатой фразой. В то же время, он хочет быть всеобщим президентом : он посещает православные храмы, ловит монетку в тазике с ряженкой на татарском празднике, открывает синагогу и, чтобы вернуть стране иллюзию единства, возвращает советский гимн... Впрочем, в этом поступке, есть и другой мотив: он вернул представителям старого режима элемент их мнимой религии, подчеркнув тем самым определенный элемент своего имиджа: лояльность ко всем нациям и религиям, даже мнимым...

Часть 4. Публичные выступления VIP-персон.

В наше время, когда высоко развиты такие средства массовой информации как телевидение, радио и интренет, "VIP" -персоной быть особенно трудно, потому что любой шаг, любая мысль тут же становится информационным поводом. Нельзя позволять себе быть застигнутым врасплох, необходимо все время поддерживать свой имидж.

Римский император Август, проживший почти столько же лет, сколько Людовик XIV, и правивший так же долго, перед кончиной сказал: "Если мы хорошо сыграли свою роль, проводите нас аплодисментами".

VIP - это образ жизни, которому нужно уметь соответствовать, потому что кроме статуса, важен также авторитет, плодотворное сотрудничество с другими людьми и сфера влияния.

Людей, которые общепризнанно являются VIP-персонами, часто оказываются в центре общественного внимания. Здесь особенно важно выглядеть привлекательно и естественно.

Вспомним "теледраку" Немцова с Жириновским в 1995 году. "Московские новости"(№42) писали тогда, что "...Самый спорный, но не самый трудный вопрос: кто выиграл, а кто проиграл в глазах телезрителя? Оба выиграли, но каждый только в глазах своих болельщиков и сторонников".

Можно рассматривать этот скандал как имиджевый ход Жириновского. Ситуация скандала характерна для имиджа этого типа лидера. Однако если рассматривать ее в контексте рядовой телевизионной съемки, то становится очевидна банальная бытовая ситуация, потому что быть органичным в обстановке пресс-конференции или телевизионной студии очень сложно. Проблемой становится даже подготовка к телесъемке: ранний приход на студию, долгое ожидание, грим, общение с ассистентами и ведущим… в результате непрофессиональной подготовки на экране перед телезрителями появляется раздраженный, измученный человек, и если у него такой бурный темперамент как у Жириновского, то ситуация скандала становится неизбежной. Известно, что люди реагируют не на слова, а на целостный имидж. В ситуации же дискомфорта очень трудно быть естественным и выглядеть убедительно. Благодаря публичным скандалам, Жириновский стал популярным, но быть популярным для "VIP" вовсе не означает успех, и, чаще всего, снижает имидж. Для того, чтобы перед телекамерой и на пресс-конференции сформировать положительный имидж "VIP" -персоны, необходима профессиональная работа с имиджмейкером.

Телевидение и радио: мысли, голос, манеры, внешность.

Имидж говорит о человеке раньше и больше, чем публика услышит голос самой персоны. Имидж - это одушевленная картина мыслей, поступков, амбиций, вкуса и стиля. И если хотя бы один из аспектов имиджа, будь то внешность, поступки или речь, не будет соответствовать другим, то это может произвести очень неприятное впечатление на тех, с кем персона вступает в общение. В дебатах между Никсоном и Кеннеди (1960), по мнению большинства, Никсон проиграл сами дебаты, следовательно, и совсем близкие выборы по следующим причинам: из-за его внешнего вида (характерные позы), из-за манеры его поведения (глаза, нервная испарина на лбу), из-за звучания его голоса (нервозного) и т.д. Как отмечали специалисты, телевизионная камера безжалостно фиксировала все его недостатки. Эксперты сообщали также, что у Кеннеди были весьма квалифицированные специалисты, которые помогли создать более выгодный имидж. Любопытно, что во время дебатов, радиослушатели отдали предпочтение Никсону, а телезрители заметили существенные недостатки- голос, внешность, манеры, - и это помешало им сосредоточится на содержании его выступлений. В результате они отдали предпочтение Кеннеди. Речь или тезисы необходимо приготовить заранее, согласовать с имиджмейкером и отрепетировать. Очень полезно записать себя на видеокамеру, и проанализировать результат репетиции со специалистами.

Глаза.

Как правило, во время съемок используются крупные планы. В связи с этим, необходимо помнить, что самым выразительным элементом имиджа являются глаза, потому что именно они выражают смысл произнесенных слов. Лицо говорящего должно быть "живым", вдохновенным, и внимание аудитории должно быть направлено именно на него.

Одежда, грим

Человек, который находится "у всех на виду" и занимается общественной деятельностью, обязан координировать внешнее выражение своих позиций. Одежда "VIP" -персоны, как ни странно, не должна привлекать к себе внимание. Ее роль сводится к тому, чтобы позволить персоне донести до аудитории мысли и слова. Одежда должна работать на имидж, а не подавлять его. На телевидении используются мощные софиты, которые осложняют сохранение цветового баланса, в частности, таких контрастных цветов, как белый, черный и красный. Не стоит на публике использовать красный цвет. Аудитория видит красное пятно задолго до того, как разглядит самого человека. Красный цвет неустойчив, он как бы "растекается" вне контуров и нарушает фокусировку. В группе из нескольких человек, красный костюм или галстук всегда привлечет внимание, но обладатель красных вещей не запомнится. Например, в трагический день теракта в Америке, господин Касьянов комментировал ситуацию в новостях. Однако вряд ли кто-то вспомнит суть его комментария, потому что внимание аудитории было приковано к ярко красному галстуку и красноватому отсвету, который из-за цвета галстука присутствовал в его глазах и на подбородке.

То же самое касается блестящих тканей и аксессуаров. Если они затмевают личность, то лучше отказаться от их использования, потому что зритель должен видеть, прежде всего, говорящего и услышать смысл того, что он говорит, а не разглядывать клеточки на блузке или собачек на галстуке.

Цвета и оттенки.

При подготовке к публичному выступлению необходимо учитывать, что в условиях съемок, темные цвета поглощают свет и зрительно уменьшают изображение. Светлые, напротив, отражают свет и зрительно увеличивают изображение. Желтый и зеленый невыгодно оттеняют кожу, подчеркивая ее недостатки. Выигрышно использовать серые, синие, лиловые, голубые и жемчужные тона. Безошибочный вариант для телестудии - это темно-синий костюм в сочетании с гладкой рубашкой(блузой). Синий цвет имеет множество оттенков: темно-синий, ярко-синий, аквамарин, лазурь, серо-голубой. Нежелательно использовать бирюзовый, ультрамарин, бледно-синий.

Для женщин выигрышно использовать оттенки лилового: розовато-лиловый, насыщенный фиолетовый, темно-сиреневый, цвет сливы и пр. Имиджмейкеры Европы и Америки рекомендуют своим клиентам обязательно иметь в своем гардеробе серый костюм. Серый цвет совершенно не привлекает к себе внимания, но очень выгодно подчеркивает внешность. Он дает ощущение силы и создает образ недоступности. Сегодня серый цвет символизирует спокойствие, силу, успех, доверие и авторитет. Для мужчин предпочтителен темно-серый оттенок, на фоне которого в телеобъективе будет прекрасно выглядеть однотонный синий галстук. Если костюм другого цвета, то рубашку для съемок лучше выбрать серую, потому что на экране она будет выглядеть белой, но не будет создавать при этом эффект увеличения.

Галстук может рассказать о человеке очень многое. Некоторые "VIP" -персоны приносят с собой в портфеле проверенные "телевизионные" галстуки. Они надевают их перед съемками и снимают по окончании программы.

Впрочем, возможны и другие варианты. При подготовке к пресс-конференции или съемкам на телевидении очень важно соблюсти главный принцип: аудитория, конечно, должна оценить элегантность и сдержанность наряда персоны, но оценив его, она должна через секунду забыть об этом, полностью сосредоточившись на монологе говорящего, на красоте его мысли и убедительности аргументов.

Необходимо помнить, что ни грим, ни макияж, ни костюм не превратят персону в другого человека, а могут лишь помочь подчеркнуть некоторые аспекты имиджа на очень короткое время.

Целостный имидж.

Положительный имидж формируется с помощью специалистов. Создание имиджа "VIP" -персоны - это создание определенной системы ценностей, которая служит образцом для общества и дает возможность "VIP" -персоне быть красивым лицом страны на "международной сцене". Система ценностей(имидж) включает в себя и генетические данные, и способности, и воспитание, и образование, и привычки и т.д. Осознавая свои внутренние данные, свою систему ценностей можно корректировать и, исходя из результата, создавать внешний облик этой системы. Протокол, предназначенный для "VIP" -персон, должен быть частью созданной системы, быть органичным компонентом имиджа. И такое соединение будет продуктивным для имиджа, если данная система будет досконально изучена и скорректирована. Только тогда имидж "VIP" -персоны будет подлинным и действенным.

В качестве иллюстрации этой идеи можно привести в пример историю об Английской Королеве Елизавете. Однажды Советская делегация присутствовала на приеме у Английской Королевы. Героем дня тогда был Юрий Гагарин. Подали чай с лимоном. По русской привычке, Гагарин выпил чай, достал кусочек лимона и положил в рот. Окружение было в шоке. Этот поступок никак не вписывался в протокол. Однако Королева спасла ситуацию: она тоже достала кусочек лимона из своей чашки и тоже положила в рот. Весь двор сделал тоже самое. Этот поступок наглядно демонстрирует систему ценностей и органичное существовании личности в предложенных условиях жесткой протокольной игры. Имидж Ее Величества был украшен многочисленными комплиментами со стороны присутствовавших дипломатов.

Заключение.

В заключении хотелось бы вспомнить сказку, написанную во времена Людовика -Солнца одним придворным юристом - Шарлем Перро. Надо заметить, что именно он ввел в моду писать сказки для взрослых для того, чтобы у каждого светского человека была возможность увидеть свои ошибки и изящно подкорректировать свой имидж. Эта сказка повествует о том, как одна барышня, наделенная положительными психогенетическими данными ("... она была приветливая, милая - вся в покойную мать"), будучи трудолюбивой и умной, последовательно создавала свой имидж "VIP" -персоны. Конечно же, без имиджмейкера не обошлось - эту функцию выполняла фея. Терпение, хорошее воспитание, пунктуальность и грамотный "имиджмейкинг" помогли этой девушке сначала получить подобающий статус "Незнакомой принцессы", а затем, стать женой принца. Главной деталью ее имиджа были хрустальные туфельки, которые были впору только ей. Оставляя сверкающую туфельку на пути Принца, автор сказки показывает нам, как важно для "VIP" -персоны оставить после себя хороший след, как важно оказать такое влияние, чтобы за тобой "пошли следом". Кстати, хрусталь символизирует чистоту и благоразумие. Автор сказки показывает нам, как важно быть пунктуальным ("успеть до полуночи") и слушаться имиджмейкера, который раскроет все достоинства, а потом одним взмахом волшебной палочки составит точный график посещения балов, подберет нужный наряд, превратит тыкву в карету, создаст информационный повод в связи с потерянной драгоценной туфелькой и вовремя устроит обувной фешн-турнир.JJJJ

Подводя итоги, можно сказать, что сформировать положительный имиджа "VIP" -персоны очень сложно, но еще сложнее - постоянно поддерживать его и совершенствовать в соответствии со статусом, изменениями во внешнем мире и незыблемыми правилами протокола...

Мария Флэтчер








Реклама на сайте
тел.: +7 (495) 514 4110. e-mail:admin@eust.ru
1998-2014 ООО Рынок микроэлектроники