|
А. Еркин
Антигравитация
В начале становления нашего журнала, в 1996 году, был задуман раздел, в котором можно было бы говорить не только о современной электронике, но и на темы, которые интересны людям с широким техническим образованием - таким, которое можно получить только в России. Это темы о малоизученных явлениях, необычных теориях и практиках, нетрадиционных системах знаний. Тайна питает интерес к жизни и даёт шанс на получение нового знания. Такие темы выводят за рамки рутины и позволяют несколько сместить точку зрения на привычные вещи. А новая точка зрения является, как говорит история открытий, необходимым условием для нахождения новых идей. По нашему убеждению, в хорошем техническом журнале должен быть небольшой раздел, который интересен не только специалистам по электронике, но и их родственникам и друзьям. После первого года активных публикаций был длительный период затишья, когда Чип-клуб выходил всего несколько раз. Регулярным выходам выпусков клуба препятствовало отсутствие инициатора этих публикаций. Теперь это препятствие устранено, и с этого номера мы намереваемся вновь начать регулярно делать выпуски Чип-клуба.Тему данного выпуска мы решили посвятить антигравитации. В последние годы появлялись сенсационные сообщения об успешных экспериментах в этой области, воспринятые, правда, учёным миром с большим скептицизмом. Тем не менее, внимание общественности к теме было привлечено, в Интернете возникли сайты по антигравитации, а в некоторых крупных организациях (NASA, ESA, BOING) начались финансируемые работы по поиску методов управления гравитацией.
Люди всегда мечтали о полёте. Лёгком и свободном, как у птиц или как у супериллюзиониста Дэвида Копперфильда. О плавном подъёме вверх без шумного пропеллера или огромного шара. Сколько технических применений нашлось бы этому - транспорт без дорог, дома в воздухе, полёты в космос. На эту тему было создано так много сказок, легенд, романов и даже свидетельских протоколов, что из них можно составить большую библиотеку. Но, увы, природа не снабдила нас крыльями и ограничила возможность свободного перемещения только поверхностью. Однако люди получили разум, с помощью которого они, во-первых, придумали слово "гравитация" для обозначения силы, прижимающей нас к планете, и, во-вторых, открыли законы, которые управляют нашим перемещением в поле тяжести.
Использование понятия гравитации дало возможность прокормиться не одному поколению философов, а знание законов гравитации позволило разработать аппараты для движения в пространстве - самолёты, шары и ракеты. Наши летательные аппараты оказались, правда, весьма несовершенными и громоздкими, и перемещение с их помощью назвать полётом можно только в воображении. Вспомните, как вы летели по-следний раз в самолёте - полудрёма в мягком кресле, бокал, закуска - и никакой романтики полета… С другой стороны, с чего нашим летательным аппаратам быть совершенными - ведь о гравитации известно очень мало. По существу, всё, что о ней знает физика - это закон Ньютона, позволяющий вычислить величину силы притяжения между телами, обладающими массами M и m и находящимися на расстоянии R:
где G — гравитационная постоянная.
Всё, больше нечего сказать о природе силы, никаких внутренних свойств, никакой динамики. Ни шестерёнок механизма притяжения, ни способов управления силой тяжести. А так хотелось бы получить антигравитацию - некое поле или воздействие, компенсирующее гравитационное притяжение или хотя бы его уменьшающее. Желательно было бы ещё и реализовать антигравитатор в виде портативного аппарата.
Разумеется, учёные искали и ищут пути раскрытия тайны гравитации.
В 19-м веке создавались теории гравитации на основе представления об эфире - универсальной среды, заполняющей всё пространство. Частицы эфира ударяют со всех сторон равномерно, но со стороны Земли часть из них задерживается, и нас поэтому подталкивают к Земле частицы с других направлений. Эта теория очень наглядна, но приводит к неразрешимой в её рамках проблеме с объяснением отсутствия нагрева планет вследствие бомбардировки частицами эфира. Тем не менее, эфирная теория жива до сих пор в некоторых кругах, далёких от академиче-ской науки. По этой теории, для экранировки гравитации надо сделать зонтик из особого вещества, и тогда давление эфира вызовет движение в направлении зонтика. Эта идея была использована в одном из романов Герберта Уэлса, но, к сожалению, материал для экранировки гравитации - кеворит Уэлса - никому создать не удалось.
В 20-м веке Эйнштейн попытался дать более глубокое объяснение гравитации, заменив понятие о поле гравитации понятием о кривизне пространства вблизи массивного тела. В кривом пространстве естественное движение тоже кривое, неравномерное, тела как бы естественно скатываются в пространственную яму и никаких полей вводить не надо. Эта идея создала благодатную почву для интеллектуальных игр физиков-теоретиков, изучающих звёзды и Вселенную, и они с увлечением играют в них уже почти сто лет. Эти игры принесли пользу астрономии, инициировав ряд открытий, самое интересное из которых — чёрные дыры, которые могут быть тоннелями в пространстве-времени, ведущими в другие миры. Некоторые наблюдаемые астрономические объекты по ряду признаков действительно похожи на чёрные дыры, но напрямую это доказать пока невозможно. Однако для земных практиков эта теория не дала ничего нового, по сравнению с представлениями Ньютона, ни в расчётах, ни в объяснениях, поскольку никаких иных возможностей искривлять пространство, кроме как с помощью очень больших масс, в теории Эйнштейна нет.
Примерно год назад появились сообщения о возможном нарушении закона тяготения в масштабах Солнечной системы, когда были получены данные о необъяснимых изменениях характера движения 4-х космических зондов, добравшихся до краёв Солнечной системы. Исследователи из NASA обнаружили, что скорость зондов уменьшается быстрее, чем это следует из закона Ньютона, что свидетельствует о действии силы неизвестного происхождения. Одним из зондов является "Pioneer-10", который был запущен к внешним планетам Солнечной системы в 1972 году, сейчас находится за Юпитером, но всё ещё доступен для радиосвязи с Землей. Изучая доплеровский сдвиг частоты радиосигнала, поступающего от зонда, учёные смогли рассчитать, сколь быстро корабль перемещается в пространстве. Его траектория тщательно отслеживается с 1980 года. Оказалось, что "Pioneer-10" снижает скорость гораздо быстрее, чем должен. Вначале предполагалось, что это может объясняться силой, возникающей при малых утечках газа, или же что корабль отклоняется от курса под действием гравитации невидимого тела, находящегося в Солнечной системе.
Затем анализ траектории другого корабля, "Pioneer-11", запущенного в 1973 году, показал, что этот зонд также находится под действием той же загадочной силы. Именно тогда стало ясно, что учёные столкнулись с воздействием какой-то неизвестной науке силы: ведь "Pioneer-11" находился в противоположном от "Pioneer-10" конце Солнечной системы и поэтому то же неизвестное тело не могло на него влиять. Кроме того, существует предположение, что та же сила воздействовала на корабль "Галилео" на его пути к Юпитеру и на зонд "Улисс", когда тот совершал полёт вокруг Солнца. Зонд может изменить свою скорость только за счёт выбросов вещества, например, вследствие испарения чего-либо из него. Однако учёт возможных явлений такого рода не дал удовлетворительного количественного объяснения эффекта, и единственным объяснением остаётся изменение силы притяжения. Оппоненты возражают, что изменение гравитации должно было бы сказаться и на движении дальних планет, чего явно не наблюдается.
Данных о количественных значениях отклонений от закона Ньютона в широкой прессе не сообщалось, но, скорее всего, речь может идти о небольших поправках к закону тяготения, так что на проблему антигравитации на Земле это вряд ли окажет влияние. Прямые измерения сил притяжения между массивными шарами в нормальных земных условиях проводились неоднократно, и формула Ньютона подтверждена с высокой точностью.
Некоторое время назад сообщалось о попытках обнаружить антигравитацию в масштабах галактик (мегамир). Дело в том, что астрономами давно установлен факт разбегания галактик друг от друга. По гипотезе Большого взрыва, основанной на теории Эйнштейна, такое разбегание обусловлено раздуванием пространства-времени, начавшегося с момента образования Вселенной. Это похоже на воздушный шарик с рисунком: шарик надувают и детали рисунка разбегаются. Но есть и более физическая гипотеза, основанная на предположении о существовании в космосе энергии, вызывающей антигравитацию. Области с такой энергией должны быть расположены между галактиками и не наблюдаются непосредственно, но должны оказывать расталкивающее действие на галактики и вызывать искривление путей проходящих вблизи лучей света. Буквально во время написания данной статьи появились сообщения об открытии искажений изображений очень далёких звезд, причём искажений именно такого характера, который предсказывает антигравитационная гипотеза.
Подтверждение существования антигравитации в космосе было бы, конечно, великим научным открытием, хотя говорить о влиянии его на земную технологию проблематично, поскольку масштабы расстояний на Земле совсем другие.
Итак, кажется, что существующая физика гравитации ставит жирный крест на попытках разработки любых идей антигравитации. Не случайно, в солидных академических научных сообществах проекты по антигравитации до сих пор относятся к той же категории, что и проекты создания вечных двигателей. Эта аналогия не случайна. Действительно, если бы простыми средствами удалось научиться включать и выключать гравитацию, то легко построить генератор, который получает энергию просто из гравитационного поля Земли: берём массивный груз, соединённый стержнем с осью электрогенератора, выключаем гравитацию, поднимаем груз на большую высоту и включаем гравитацию, груз падает и крутит ротор генератора, потом цикл повторяется. Поскольку гравитационное поле определяется только массой Земли и не может измениться, здесь явно просматривается неисчерпаемый энергетический ресурс. А ничего неисчерпаемого в природе, как учит опыт, не бывает. Значит, допущение возможности простого управления гравитацией противоречит закону сохранения энергии, который является краеугольным камнем науки. Так что задаром управлять гравитацией невозможно.
Конечно, это просто умозрительные соображения против антигравитации, и проистекают они из определённой научной парадигмы, которую создали определённое поколение людей, исходя из собственного опыта. Появится новый опыт - и парадигма изменится, а с нею снимутся и умозрительные запреты. Именно поэтому существуют энтузиасты, пытающиеся обнаружить в природе или в эксперименте антигравитационные эффекты. Побудительным мотивом их поиска являются многочисленные исторические факты, свидетельствующие о существовании необъяснимых с научной точки зрения явлений управления силой гравитационного притяжения.
Средние века: невесомые ведьмы
В средние века в Европе католическая церковь в своей борьбе за установление абсолютной монополии на идеологию огнём и мечом искореняла носителей любых культур, отличающихся от христианской в понимании отцов церкви. Одним из печально известных направлений этой "деятельности" была охота на ведьм. Нынче это словосочетание используется в переносном значении, а тогда оно имело вполне прямой смысл. К ведьмам относили людей с необычными способностями, которые сегодня называются экстрасенсорными. Способности эти были врождёнными и поддерживались определёнными традициями в замкнутых социальных группах. Церковь осуществила настоящий геноцид, буквальное устранение уникального генофонда, уничтожив сотни тысяч таких людей только по официальным документам той эпохи. Для нас интерес представляет именно официальные судебные документы инквизиции. Дело в том, что одним из критериев выявления ведьм было измерение их веса. Вес определялся либо взвешиванием на специальных церковных весах, либо бросанием в воду со связанными конечностями. Если подозреваемый весил менее 5 кг (примерно) или же плавал на воде как пробка, его считали колдуном или ведьмой и сжигали на костре. Такие случаи не были единичными, иначе инквизиторам не имело бы смысла делать инструкции массового применения.
Очевидно, живой человек обычных размеров не может весить столько, сколько трёхмесячный ребёнок, даже если он сильно похудеет. Человек на 70% состоит из воды, и если её всю осушить, то даже от 50 кг останется 15. Кроме того, столь малый вес у ведьмы был не всегда, а только в определённых психических состояниях, остававшихся после колдовских ритуалов. Чаще всего, ведьмы не могли сознательно управлять своим весом, это происходило спонтанно после выполнения некоторых ритуальных действий. Можно сказать, что мы имеем документированные свидетельства возможности управления весом без технических приспособлений. К сожалению, пока никаких более детальных сведений научного характера по проблеме управления гравитацией получить из церковных документов никому не удалось. Видимо, инквизиторы научной любознательностью не отличались.
Факты левитации в Европе
Левитацией называют парение предметов в воздухе без видимой опоры. В последнее время этот термин становится привычным в технике: левитация в магнитном поле используется для создания монорельсовых поездов. Но с древних времён под левитацией понималось именно парение человека. До нас дошли много хорошо документированных свидетельств существования левитации. Самое старое из них дано в Библии, где есть рассказ о парении Христа над водой. Другим очень известным официально зафиксированным левитантом можно считать монахиню-кармелитку святую Терезу, о полётах которой свидетельствовали более сотни католических священников. О своей необычном способности она рассказала в автобиографии, датированной 1565 годом.
"Вознесение приходит, как удар, неожиданный и резкий, - пишет она. - И, прежде чем ты можешь собраться с мыслями или прийти в себя, тебе кажется, будто облако уносит тебя в небеса или могучий орёл на своих крыльях... Я вполне осознавала себя, чтобы видеть, что нахожусь в воздухе... Должна сказать, что, когда вознесение оканчивалось, я ощущала необыкновенную лёгкость во всём теле, словно я совсем невесомая".
Монахи весьма неодобрительно относились к проявлениям левитации и старались избавиться от своей уникальной способности. Та же святая Тереза не хотела летать и долгое время молилась, чтобы избавиться от этого дара, что и случилось в конце концов.
Очень известным левитантом являлся юродивый Иосиф Деза (1603-1663), прозванный Купертинским по названию его родной деревни в Южной Италии. Необычайно набожный с детства, он всячески стремился испытать состояние религиозного экстаза. После вступления в орден францисканцев он стал действительно впадать в экстаз во время молитвы, но с одним побочным явлением - он взмывал в воздух. Однажды это произошло перед глазами самого главы Католической церкви. Иосиф приехал в Рим, где ему устроили аудиенцию у Папы Урбана VIII, отчего он пришёл в столь восторженное состояние, что поднялся в воздух и парил до тех пор, пока присутствовавший при этом глава ордена францисканцев не привёл его в чувство. Учёные того времени наблюдали и официально зарегистрировали более ста случаев левитации Иосифа. Поскольку эти полёты смущали верующих, Иосифа попытались скрыть в монастырях, что оказалось непростой задачей. Его дар не проходил до самой смерти, случившейся после тяжелой болезни. В 1667 году он был канонизирован.
Из русских левитантов известны Серафим Саровский, поднимавшийся в воздух во время моления, и Василий Блаженный, который не раз на глазах у толпы переносился неведомой силой через Москву-реку.
Всего в церковных документах зарегистрированы около 300 людей-левитантов.
Наиболее известным летающим человеком XIX века был Дэниел Дуглас Хьюм. В одной из американской газет так описывается его первый знаменитый полёт:
"Хьюм вдруг стал отрываться от пола, что явилось полной неожиданностью для всей компании. Я взял его за руку и видел его ноги - он парил в воздухе в футе от земли. Борьба самых разных чувств - попеременные всплески то страха, то восторга заставили Хьюма содрогнуться с ног до головы, причём было видно, что в этот момент он потерял дар речи. Через какое-то время опустился, потом снова взмыл над полом. В третий раз Хьюм поднялся к самому потолку и слегка коснулся его руками и ногами".
Со временем Хьюм научился левитировать по собственному желанию и в течение сорока лет демонстрировал своё уникальное искусство перед тысячами зрителей, в числе которых были многие тогдашние знаменитости: писатели Теккерей и Марк Твен, император Наполеон III, известные политические деятели, медики и учёные. Были попытки уличить его в мошенничестве, но успеха они не имели.
Тибетская левитация
В буддийской культуре нет понятия греха, и поэтому к левитации в Индии и Тибете относились как к достойному изучения и освоения феномену. И добивались замечательных результатов. К сожалению, индийцы, в отличие от европейцев, не особенно тщательно заботились об официальной регистрации событий в документах, и нам гораздо труднее судить о достоверности многих сообщений. Тем не менее, согласно дошедшим до нас свидетельствам, древние левитанты поднимались в воздух на два локтя от земли - около 90 см. Причём делали это не случайно, как в Европе, а целенаправленно, для достижения более удобного положения во время исполнения религиозных обрядов.
Буддистские тексты повествуют о том, что после того как в 527 году нашей эры в монастырь Шаолинь пришёл индийский основоположник дзэн-буддизма Бодхид-харма, он научил монахов управлению энергией тела - непременному условию для полётов. Пользовались левитацией и сам Будда Гаутама, и его наставник маг Саммат, которые могли часами оставаться висящими в воздухе.
В наше время известен феномен "летающих лам". Английская путешественница Александра Давид-Неель, книга которой переведена на русский, писала, что своими глазами наблюдала, как на высокогорном плато Чанг-Танга один из буддистских монахов, сидя неподвижно с подогнутыми под себя ногами, пролетал десятки метров, касался земли и вновь взмывал в воздух, словно отскакивающий после сильного броска мячик. При этом он находился в трансе, и его взгляд был устремлён вдаль - на "путеводную звезду", видимую в свете дня только ему одному.
В рамках общественного движения трансцендентальной медитации, основанного в 1957 году Махариши Махеш Йоги, физика по образованию, периодически проводятся соревнования "летающих йогов" - прыжки на дальность в позе лотоса. Рекорды по прыжкам измеряются метрами. Механизм таких прыжков не очень понятен, хотя его и пытаются объяснить мощным резким сокращением определённых групп мышц. В некоторых редких случаях наблюдалось заметное зависание в воздухе во время прыжка, свидетельствующее о появлении эффекта левитации.
Также с Тибета к нам пришли описания использования левитации для перемещения грузов. Священники-миссионеры, работавшие на Дальнем Востоке, рассказывали, что местные жители были способны поднимать тяжёлые валуны на высокие горы с помощью групп различных звуков. Внешне это выглядит так, как будто в поле звуковых колебании тело теряет вес. В книге работавшего в Тибете гражданского инженера и авиадиспетчера Генри Кджелсона "The Lost Techniques" приведено уникальное описание подъёма предметов в высокогорный храм. Вот это описание.
В 1937 году шведский врач доктор Джарл познакомился в Оксфорде с молодым тибетским студентом Кженсоном и подружился с ним. Пару лет спустя, в 1939 году, доктор Джарл поехал в Египет по заданию Английского Научного Общества. Там его отыскал посыльный Кженсона, который срочно просил его прибыть в Тибет, чтобы обращаться с Верховным Ламой. Доктор Джарл оформил отпуск, последовал за посыльным и после долгого путешествия на самолётах и караванах Яков прибыл в монастырь, где его друг Кженсон теперь занимал высокое положение. Доктор Джарл оставался там в течение некоторого времени, и, благодаря своему другу-тибетцу, узнал много вещей, недоступных для обычных иностранцев.
Однажды друг привез его в окрестности высокогорного монастыря и показал ему наклонный луг, который был окружен с северо-запада высокими утесами. В одной из стен скалы, на высоте приблизительно 250 м было большое отверстие, которое напоминало вход в пещеру. Перед этим отверстием имелась площадка, на которой монахи строили стену из каменных блоков. Единственный доступ к этой платформе был с вершины утёса, и монахи опускались вниз с помощью верёвок. В середине луга, приблизительно в 500 м от утёса, была полированная каменная плита с круглой впадиной в центре. Впадина имела диаметр 1 м и глубину 15 см. Каменный блок был доставлен в эту впадину яками. Блок имел диаметр около метра и длину полтора метра. Вокруг блока по дуге 90 градусов радиусом 63 м были установлены 19 музыкальных инструментов. Радиус 63 м отмерялся с особой точностью. Музыкальные инструменты состояли из 13 барабанов и 6 труб. 8 барабанов имели поперечник 1 м, и длину 1–1,5 м. 4 барабана имели средний поперечник 0,7 м и длину 1 м. Единственный маленький барабан имел поперечник 0,2 м и длину 0,3 м. Все трубы были одинакового размера, длину 3,12 м и раструб 0,3 м.
Большие барабаны и все трубы были установлены на штативах, которые позволяли ориентировать их в направлении каменной плиты. Большие барабаны были сделаны из 3-мм листов железа и имели вес 150 кг. Они были построены пятью секциями. Все барабаны были открыты с одного конца, в то время как другой конец имел металлическое основание, в которое монахи били большими кожаными клубами. Позади каждого инструмента выстраивались монахи. Когда блок был установлен, монах позади маленького барабана дал сигнал, чтобы начать концерт. Маленький барабан создавал очень высокий звук и его можно было слышать даже на фоне ужасного шума, создаваемого другими инструментами. Все монахи непрерывно пели молитву, темп этой невероятной "музыки" постепенно увеличивался. В течение первых четырёх минут ничего не происходило, затем, со скачком темпа "музыки" каменный блок начал качаться и колебаться, внезапно поднялся в воздух и с увеличивающейся скоростью поплыл по параболической траектории вверх в направлении платформы перед отверстием пещеры, расположенной на высоте 250 м. После трёх минут подъёма он приземлился на платформе. Длина трассы по горизонтали составила около 500 м. Рабочие непрерывно приносили новые блоки на луг, и монахи, используя этот метод, транспортировали от 5 до 6 блоков в час.
Это было невероятное зрелище, и доктор Джарл был первым иностранцем, видевшим это. Он считал, однако, что является жертвой массовой галлюцинации и потому решил заснять это замечательное зрелище на плёнку. Он отснял два фильма. Фильмы показали точно те же самые вещи, что он засвидетельствовал.
Это уникальное описание настолько детально, что позволяет сделать количественные оценки явления. Масса каждого груза составила около 5 тонн, средняя скорость движения 3 м/с, длительность полёта 200 с, высота траектории 250 м. Видимо, основной движущей силой были психические усилия монахов, а "музыка" позволяла синхронизировать эти усилия.
Левитация во Флориде
В штате Флорида, США, к югу от Майами, есть посещаемая туристами местная достопримечательность под названием Коралловый замок. Уникальность замка заключается в том, что он был создан всего одним человеком без использования строительной техники. В памятке для туристов рассказывается следующая история создания этого замка.
Эдвард Лидскалнинш родился в Латвии в 1886 году. О его детстве и юности не известно ничего, за исключением того, что в 26 лет он обручился с 16-летней девушкой по имени Агнесс Скаффс. Но за два дня до свадьбы Агнесс разорвала помолвку. Она была решительна и тверда: "Я не могу стать твоей женой. Для меня ты слишком старый, и у тебя совсем нет денег". Эдуард был потрясён. Агнесс он любил больше всего на свете. Вскоре, попрощавшись с родными, он бросил всё и уехал в Америку, страну, о которой ему рассказывали фантастические истории - будто бы не найти лучшего места в мире для того, чтобы начать новую жизнь. Он много скитался по Техасу и Калифорнии, работал лесорубом и погонщиком скота, пока, наконец, в 1920 году не обосновался неподалёку от Флорида-Сити, на западном побережье. Климат здесь как нельзя лучше подходил для него: Эдвард никогда не отличался богатырским здоровьем, он был ростом 152 см и весил всего 45 кг, к тому же страдал прогрессирующей формой туберкулёза. На соседей чужак произвёл жалкое впечатление. "Нам казалось, этот дохляк не способен поднять ничего тяжелее садовой пилы", - охотно рассказывали они многочисленным репортёрам. Однако именно "этот дохляк" в одиночку создал сооружение, вес которого в общей сложности превышает 1100 тонн. На это ушло 20 долгих лет. Упорный латыш доставлял с побережья громадные глыбы кораллового известняка и вытесывал из него блоки, не используя даже примитивного отбойного молотка - все инструменты он сделал из брошенных автомобильных останков. Чтобы расколоть глыбы, он применял оригинальную технологию: в плотном известняке с помощью самодельного долота пробивал отверстия и вставлял в них старые автомобильные амортизаторы, предварительно раскалённые докрасна, затем лил на них холодную воду и камень разламывался на части.
Как Эдвард ухитрялся двигать и поднимать многотонные блоки, остаётся загадкой: он был очень скрытным и работал исключительно по ночам. Многочисленные попытки любопытных соседей подглядеть, как продвигается работа, не увенчались успехом: стоило кому-нибудь появиться в окрестностях замка, как работа тут же останавливалась. В свои владения "угрюмый Эд" (так его прозвали соседи) пускал без особой охоты: он бесшумно вырастал за спиной надоедливого зеваки и молча буравил его взглядом до тех пор, пока тот не убирался восвояси. У него был удивительный дар чувствовать появление непрошенного гостя в любое время суток. А когда рядом с его замком вознамерился построить виллу энергичный адвокат из Луизианы, Эдвард не нашёл ничего лучше, как попросту... перевезти своё детище в другое место, на 10 миль южнее. Как ему это удалось - ещё один вопрос, ответа на который нет по сей день. Известно, что он нанял мощный грузовик, который приезжал каждое утро. Шофёр уходил на время погрузки, а возвращался около полудня, когда кузов был уже заполнен коралловыми блоками, каждый из которых весил 5–6 тонн. Этот грузовик видели многие. Но никто не может похвастать тем, что видел, как Эд загружал или разгружал машину. Соседи в один голос утверждают, что никаких тягачей или подъёмников у него сроду не водилось. Да если бы даже и были - техника того времени ничем бы ему не помогла. На все расспросы Эд отвечал только одно: "Я открыл секрет строителей пирамид". Этот секрет мы уже никогда не узнаем - в 1952 году Эдвард Лидскалнинш скоропостижно умер от рака желудка. После его смерти в комнате на вершине квадратной башни нашли отрывочные записи, в которых говорится о магнетизме Земли и управлении потоками космической энергии. Но никаких конкретных разъяснений он не оставил. Через много лет после смерти "угрюмого Эда" заинтригованное Американское инженерное общество провело эксперимент: взяли в аренду самый мощный бульдозер и попытались сдвинуть с места один из блоков, который Эдвард не использовал в строительстве. Ничего не вышло.
Гипотез, объясняющих феномен Кораллового замка, появлялось множество. Все они так или иначе зиждутся на обрывочных рассказах людей, которые случайно стали свидетелями работы Эда. Престарелая соседка клянётся, что однажды видела, как Эдвард... поёт камням! "Он клал на них руки и издавал протяжные звуки. Я сначала подумала, что парень сошёл с ума", - рассказывала она на знаменитом телешоу Дэвида Леттермана, посвящённом загадке замка. А два любопытных мальчугана утверждали, что взяли у папы мощный прибор ночного видения и наблюдали, как тяжелые каменные блоки летали по воздуху. "Он управлялся с ними, как с воздушными шариками", - наперебой рассказывали они корреспонденту "Нью-Йорк таймc".
Итак, судя по имеющимся весьма скудным наблюдениям, при транспортировке коралловых камней использовалась техника левитации, похожая на тибетскую.
Эксперименты по управлению гравитацией
Попытки создания антигравитационных устройств предпринимались с 19-го века, но дальше подпрыгивающих механизмов с вращающимися эксцентриками изобретатели не шли. Во второй половине 20-го века изобретатели перешли на эксперименты с вращающимися электромагнитными полями. Из появившихся в печати сообщений на эту тему мы решили выделить три работы: Джона Сёрла, Юрия Баурова и Евгения Подклетнова, - поскольку они, во-первых, попали в серьёзные научные журналы и, во-вторых, эти работы продолжаются и в настоящее время, несмотря на скандалы и резкую критику.
Джон Сёрл (Searl) родился в 1932 году в провинции Беркшир, Англия. В детском возрасте у него была длительная серия странных сновидений, в которых его обучали неким технологиям работ с особыми магнитными веществами. Однако в этом возрасте он не мог понять смысла этих видений, тем не менее, они оказали влияние на выбор профессии. Он стал инженером-электротехником и увлёкся исследованиями с магнитными веществами. В 1946 году Сёрл объявил об открытии им фундаментальной природы магнетизма. Он обнаружил, что добавление небольшой компоненты переменного тока радиочастоты (10 MГц) в процессе изготовления постоянных ферритовых магнитов придаёт им новые и неожиданные свойства, а именно, при взаимодействии таких магнитов возникали непонятные силы, приводящие к необычным движениям системы магнитов. Сёрл разработал генератор из этих магнитов и начал с ним эксперименты. Генератор был испытан на открытом воздухе и приводился в движение небольшим двигателем. Он производил необычно высокий электростатический потенциал порядка миллиона вольт (по его утверждению), что проявлялось через электростатические разряды вблизи генератора.
Однажды произошло неожиданное. Генератор, не переставая вращаться, стал подниматься вверх, отсоединился от двигателя и взмыл на высоту около 50 футов. Здесь он немного завис, скорость его вращения стала возрастать, и он начал испускать вокруг себя розоватое свечение, свидетельствующее об ионизации воздуха. Находящийся рядом с исследователем радиоприёмник самопроизвольно включился, видимо, из-за мощных разрядов. В конце концов генератор разогнался до большой скорости и скрылся из вида, вероятно, отправившись в космос. Во всяком случае, его падения не обнаружили.
С 1952 года Сёрл с группой сотрудников изготовили и испытали более 10 генераторов, самый большой из которых был дисковидной формы и достигал 10 м в диаметре.
Публиковать свои исследования в научных изданиях Сёрл отказался, но согласился сотрудничать с японским профессором Сейко Шиничи и предоставил ему описание основных моментов технологии изготовления магнитов. В 1984 году о работах Сёрла сообщил немецкий научно-популярный журнал ЭRaum & ZaitЭ. В настоящее время Сёрл находится на пенсии и проектами, судя по всему, не занимается.
Идеи Сёрла привлекли энтузиастов в разных странах, в том числе, и в России, где их разрабатывают в частном порядке несколько исследовательских групп, хотя официальная наука от комментариев воздерживается. Поэтому довольно неожиданным было появление в 2000 году в солидном научном физическом журнале "Письма в ЖТФ" (т. 26, с. 70–75) сообщения В.В. Рощина, С.М. Година из института высоких температур РАН, Москва, под названием "Экспериментальное исследование физических эффектов в динамической магнитной системе". Они описали разработанный ими вариант генератора Сёрла и полученные на нём необычные результаты и странные эффекты. Одним из результатов было уменьшение на 35% веса установки, масса которой составляет 350 кг. Позже авторы выпустили книгу с подробным описанием экспериментов и своей собственной теорией явления. Какой-либо информации о продолжении этой работы нам найти не удалось.
Другое направление исследований в области преодоления силы тяжести связано с Ю.А. Бауровым. Более 20 лет назад, занимаясь анализом астрономических данных, он выдвинул гипотезу о существовании в нашей галактике фундаментального векторного потенциала. Как известно из физики, векторный потенциал - это ненаблюдаемая непосредственно физическая величина, градиент которой (то есть пространственная неоднородность) проявляется как магнитное поле. Используя магнитные системы, создающие большой собственный векторный потенциал, и ориентируя его относительно потенциала Вселенной, можно получить силы большой величины и использовать их для преодоления тяготения. По этой гипотезе в космосе должно существовать выделенное направление, и максимальные силовые эффекты должны наблюдаться именно в этом направлении. Бауров поставил несколько экспериментов в подтверждение своей теории, которые описал в 1998 году в изданной им книге "Структура физического пространства и новый способ получения энергии". По-видимому, это единственное из всех направлений исследований, в котором используется не противоречащая научным положениям здравая идея. О продолжении данных исследований также ничего не известно.
Последняя из работ по антигравитации, ставшая сенсационной, связана с именем уехавшего в Финляндию в 90-е годы российского физика Евгения Подклетного. Он занимался изучением свойств сверхпроводников и в 1992 году экспериментировал с установкой, в которой использовался диск из сверхпроводящей керамики, охлаждаемый жидким азотом и раскрученный до скорости пяти тысяч оборотов в минуту. В одном из опытов Подклетнов заметил, что струйка дыма от сигареты его коллеги неожиданно более резко поднималась к потолку над диском. Последующие измерения зафиксировали уменьшение веса на 2% у любых предметов, помещённых над диском. Экранировка гравитации обнаруживалась даже на следующем этаже лаборатории. К сожалению, все последующие попытки повторить опыты Подклетнова провалились. Скандал, возникший вокруг нечаянной сенсации, стоил Подклетнову научной карьеры, а многочисленным последователям — немалых выброшенных на ветер денег. NASA потратила 600 тысяч долларов на создание собственной установки, но в конце концов её эксперты заявили, что методика российского учёного была изначально порочна.
Тем не менее, энтузиасты этого направления антигравитации остаются. Как сообщило агентство BBC, со ссылкой на альманах Jane’s Defence Weekly, американская фирма Boeing вплотную занялась работами Подклетнова для того, чтобы самостоятельно решить, насколько можно верить разнообразным слухам и газетным уткам. Дело в том, что у эффекта Подклетного имеется некоторое теоретическое обоснование. Ещё в 1989 году американская исследовательница д-р Нинг Ли (Ning Li), работающая в Центре космических полётов им. Маршалла, теоретически предсказала, что хорошо раскрученный сверхпроводник, помещённый в мощное магнитное поле, может стать источником гравитационного поля, причём сила этого поля будет достаточна для измерений в лабораторных условиях. В 1997 году Нинг Ли начала разработку установки, которая должна стать самым крупным в мире генератором антигравитации. Диск в её агрегате будет иметь в диаметре не менее 33 см и толщину 12,7 мм. Сам же Подклетнов, по информации немецкой газеты "Sueddeutsche Zeitung", работает над новым прибором, который не экранирует, а отражает гравитацию, причём делает это в импульсном режиме. По его мнению, импульсный генератор гравитации скоро "будет способен опрокинуть книгу на расстоянии одного километра". Он прогнозирует появление небольших летательных аппаратов нового типа.
В общем, история с Подклетновым пока продолжается.
Ещё один эксперимент по управлению весом известен автору из личного опыта, полученного в 1991 году в одной из общественных лабораторий, которых возникало много в начале перестройки. В этой лаборатории исследовались всевозможные нестабильные и хаотические явления и процессы для поиска проявлений в материальных объектах гипотетических частиц, называемых условно микролептонами. В проводимом автором эксперименте изучалось влияние продолжительного высоковольтного высокочастотного коронного разряда на вес небольших образцов различных материалов, помещаемых на одну из чашек чувствительных лабораторных весов (точность весов 0,1 мг). При определённых условиях был достигнут стабильно повторяющийся в десятках экспериментов эффект небольшого (до 10 мг) уменьшения веса предметов со специфической ступенчатой зависимостью изменения веса от времени, показанной на рисунке. После выключения разряда вес возвращался к норме примерно через 15 минут. Оценки возможного влияния электростатики, нагрева и т.п. давали на порядок меньшие возможные изменения показаний весов. Но влияние каких-то свойств экспериментатора было сильным, поскольку опыт получался не у каждого (экспериментатор был частью системы подвода напряжения, при этом геометрия была фиксированной). Опыты в конце концов зашли в тупик из-за отсутствия какой-либо разумной теории явления. В то время нам ничего не было известно о звуковой тибетской левитации, аналогия с которой просматривается теперь, десятилетие спустя.
Бриллиант пока не виден
Итак, всё говорит о том, что антигравитация в природе скорее существует, чем наоборот, но её механизм пока совершенно не ясен. Состояние дел с экспериментами по управлению весом объектов ни в какой степени не является удовлетворительным. Довольно удивительно также, что, несмотря на многочисленность случаев свидетельств левитации, полноценного изучения этого феномена, по-видимому, никому сделать не удалось, что позволяет скептикам обоснованно сомневаться в реальности существования данного явления. Но на это можно привести следующую аналогию с шаровой молнией. Ещё лет 50 назад учёные скептически относились к свидетельствам очевидцев, полагая, что это некоторого рода зрительные феномены, возникающие во время грозы. Теперь количество наблюдений перешло некоторый порог, и уже никто не сомневается в существовании феномена. Но это ничего не изменило - по-прежнему полностью нет объяснения природы феномена и никому не удалось провести строгое экспериментальное его изучение! Профессор Капица попытался моделировать шаровую молнию в лаборатории, и даже вначале у него получались правдоподобные плазменные шарики, но продолжения этих работ не последовало, и загадка природных шаровых молний остаётся неразгаданной.
Тем не менее, интерес к проблеме антигравитации последнее время явно растёт, судя по возрастающему числу публикаций и дискуссий в Интернете.
Европейское космическое агентство (ESA) в разработках способов управления гравитацией ранее замечено не было. Тем не менее, реализуемый NASA в Кливленде теоретический проект в области физики и альтернативных принципов реактивного движения (Breakthrough Propulsion Physics), а также ряд необычных результатов, полученных экспериментально (о них сообщалось в ведущих научных журналах), убедили агентство, по словам советника ESA Клови де Мато (Clovis de Matos), что к этому вопросу следует отнестись со всей серьёзностью. С сентября 2001 года эксперты Орфе Бертолами (Orfeu Bertolami) и Мартен Таймар (Martin Tajmar) рассмотрели больше десятка предложенных ESA схем управления гравитацией и пришли к выводу, что большинство из них несерьёзны. Некоторые схемы, в том числе, базирующиеся на эффектах теории суперструн, допускают наличие ничтожно малого эффекта, другие просто противоречат проверенным принципам. Однако, отметив недостижимость антигравитации для науки сегодняшнего дня, они выделили три разумных проекта, которые могут привести к открытию антигравитации в будущем:
- Космический зонд "Sputnik 5", призванный исследовать странные гравитационные аномалии, обнаруженные автоматическими станциями "Пионер 10" и "Пионер 11".
- Экспериментальные исследования поведения антиматерии в гравитационном поле, которые могут быть проведены на Международной космической станции.
- Исследование сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей, которые, возможно, при вращении могут создавать "гравитомагнитные" поля, наподобие того как вращающийся магнит создаёт электромагнитное поле.
Помимо космических полётов, управление гравитацией может оказаться полезным и здесь, на Земле. Металлы, керамика и органические кристаллы, полученные в условиях микрогравитации, отличаются замечательными свойствами. Например, сплавы, полученные в невесомости, благодаря отсутствию дефектов могут обладать прочностью, намного превосходящей нормальную. Микрогравитация может позволить подвешивать тела прямо в пространстве, избегая их соприкосновения с контейнером; это может оказаться полезным, например, в фармацевтике, поскольку позволит избежать загрязнения. Некоторые типы сверхпроводников также можно получить только в условиях микрогравитации.
Итак, физики надеются на силовой способ решения проблемы управления гравитацией с огромными энергетическими затратами (и финансовыми тоже). Но… в явлениях левитации не видно больших энергетических затрат. Вероятнее всего, в этих явлениях человек только управляет некими энергетическими процессами, связанными с Землёй. Примерно так же, как мы управляем мощными механизмами, не прикладывая больших усилий. О существовании инструкций по управлению весом говорят индийские Веды, в которых содержится даже практическое руководство по левитации, своеобразное ноу-хау, которое описывает, как привести себя в такое состояние, чтобы оторваться от земли. Но за прошедшие века значение многих древнеиндийских слов и понятий оказалось утраченным, поэтому перевести эту бесценную инструкцию на современный язык оказывается невозможно.
Из существующих в современной науке представлений только в концепции квантового поля можно увидеть намеки на существование несилового подхода к физическим явлениям. Квантовая физика давно использует понятие пси-функции для анализа взаимодействий между частицами микромира. Долгое время это описание рассматривалось не более, чем удобный формализм при статистическом анализе больших ансамблей частиц. Чтобы доказать ограниченность и нефизичность этого формализма, известные физики - Эйнштейн, Подольский и Розен - придумали в 30-е годы парадокс, суть которого состоит в том, что если описание пси-функцией правильно, то его логическим следствием должна быть возможность существования мгновенного, не зависящего от расстояния, взаимодействия между частицами, имевшими "родственные" связи в прошлом (то есть появившимися на свет в одном процессе), что считалось в то время абсурдом. Удивительно, но в конце 20 века это явление было подтверждено экспериментально в опытах по так называемой квантовой телепортации, и парадокс вместо опровержения квантовой теории подтвердил её.
Макроскопические проявления квантового поля ещё только начинают изучаться, но уже видны поразительные отличия от действия известных силовых полей, и именно это вселяет надежду на появление новых подходов в изучении свойств гравитации.
В заключение приведём цитату из статьи об индивидуальных летательных аппаратах в журнале "Техника - молодежи" № 10 за 2002 год:
"Предположим, технические проблемы будут решены, и миллионы летунов ринутся от наземных пробок в город-ские небеса. Что же будет? Не берёмся судить о воздушном движении над чинными немецкими городами, да вот у нас… Массовый окурко- и бутылкопад на головы несчастных горожан покажется семечками, по сравнению с ВТП - воздушно-транспортными происшествиями. Можно, конечно, натянуть над всем городом этакую сверхпрочную защитную сетку-батут, только где тогда автолётам садиться? А если кто захочет сверху побросать на город чего-нибудь взрывного-ядовитого? Нет, определённо, прежде чем объявлять массовую запись в Карлсоны, Баки Роджерсы и прочие Бэтмены с Бабами Ягами, стоит тысячу раз продумать меры безопасности тех, кто внизу. Энтузиасты транспорта будущего на это, правда, возражают: "Когда-то и паровоз, и автомобиль, и самолёт считались недопустимо опасными для окружающих". Поживём - увидим?"
При подготовке статьи были использованы материалы сайтов:
- http://skyzone.al.ru/tech_gravity.html, http://www.membrana.ru/themes/antigravitation
- http://news.battery.ru/theme/science, http://searleffect.com
- http://www.cnews.ru
- http://www.americanantigravity.com
- http://www.skif.vrn.ru/ufo/arhiv2-2.shtml
- http://ufo.knet.ru/index.html
|