|
А. Николаев
Воспоминания... о будущем
Форумы руководителей электронной индустрии, организуемые фирмой Future Horizons (Великобритания) при поддержке российской фирмы “Электронинторг” и Федерального Фонда развития электронной техники.
Традиционно на Форумах выступают с докладами ведущие специалисты и руководители отрасли, дистрибьюторских компаний, заводов, средств массовой информации, и журнал “ChipNews” неоднократно размещал на своих страницах информацию о Форумах и наиболее интересных выступлениях делегатов.
Однако на этот раз мы решили “проследить” динамику развития одного из направлений в электронной индустрии, вернее, сопоставить реальные результаты и планы, которые были сформулированы в докладе А.Ю. Николаева (концерн “Телеком”, тел. 238-13-75) на Шестом Форуме руководителей электронной индустрии в Апреле 1998 года.
Наши корреспонденты, Анастасия и Наталия Тропкины, встретились с Александром Юрьевичем Николаевым, котрый любезно согласился ответить на ряд вопросов.
– Произошли ли за прошедший год какие-нибудь сдвиги в области разработки и выпуска отечественных конкурентноспособных средств телекоммуникаций? Как выполняется “Федеральная программа” развития средств связи?
Сейчас можно сказать, что всё идёт по предложенному плану. Программа исполняется: мы недавно сертифицировали ряд новых видов оборудования. Важно сказать, что подобное оборудование, предназначенное для линий связи, было впервые сертифицировано как в России, так и за рубежом. Оно будет работать в московской области.
– Скажите, те предприятия, которые в ней участвовали, продолжают работать? Не поступало ли отказов по каким-либо причинам, например, из-за отсутствия достаточного финансирования?
Разработка, безусловно, продолжается, но пока это сплошной альтруизм — средства собираем буквально по крохам. Вот вам пример: аналогичная техника, которая разрабатывается американцами, потребовала субсидий в размере нескольких миллионов долларов, у нас же на это ушло около пятнадцати тысяч. Я имею в виду весь цикл — разработку от начала до конца.
Надо отдать должное российским учёным, инженерам, специалистам — тем более, что работаем над новой техникой сейчас в две смены, а нам никто не платит. По срокам исполнения мы тоже идём впереди — отдельные разработки завершили на два месяца быстрее, чем планировалось. Например, мы должны были выйти на сертификат с одним видом оборудования в декабре этого года, а уже сейчас завершены все испытания.
– Вносятся ли в связи с этим какие-либо поправки и изменения в программу развития?
Безусловно. Но дело не в нас — мы уже внесли свои предложения, отправили официальные документы в наш департамент, но ответа пока не получили — всё ещё в стадии рассмотрения.
– Уже давно слышно о перспективах постепенного замещения импортного оборудования отечественным. Как обстоит дело сегодня? И возможно ли в скором времени появление принципиально новых изделий отечественного производства, а не “по типу западных”, что сейчас очень распространено?
Как раз над этим мы сейчас активно работаем. Процент замещения и разработки аналогов значительно возрос даже по сравнению с прошлым годом. Опять же встаёт денежная проблема. Что касается разработки принципиально новых изделий — у нас нет даже стопроцентной телефонизации, как, скажем, во всей Европе и Америке — что уж говорить о чём-то новом.
– Известно, что многие центры сосредоточения интеллектуального потенциала находились ранее на территории бывших советских республик, многие из которых сейчас являются отдельными государствами. И после распада СССР выяснилось, что в России не осталось предприятий по разработке и выпуску отдельных видов оборудования и компонентов. Удалось ли на сегодняшний день восстановить полноценную систему в России?
Вы подняли очень сложную тему. У нас действительно было несколько предприятий, не только нашей отрасли, но и, к примеру, Министерства электронной промышленности в Прибалтике. Это знаменитая “Альфа” и другие, которые разрабатывали и производили оборудование для городских и сельских телефонных станций. После распада Союза производство практически прекратилось. Но часть коллективов перебралась в Россию, и поэтому всё то же самое наладили здесь, причём уже довольно давно. В 1992 году организовали предприятие с теми же сотрудниками, которые стали разрабатывать малые учережденческие станции небольшой ёмкости, а сейчас уже вышли на ёмкость около четырёх тысяч абонентов. Та же история произошла с бывшим “Квантом”, который сейчас переименован в “Евроквант” и активно работает в России, хотя часть сотрудников всё ещё живет в Прибалтике.
– Поскольку программа государственная, а оно, как вы сказали, денег на разработки не даёт, случалось ли, что спонсорскую помощь оказывали негосударственные предприятия?
Всё не так плохо. И в основном, конечно, нам оказывает помощь государство, но эта помощь минимальна, особенно после кризиса 17 августа 1998 года. Хотя все средства уменьшились, в ответ на всплеск инфляции индексация проведена не была. В результате деньги, выделенные на разработку, в четыре раза сократились. Немалая часть средств поступает от продаж, но люди работают сегодня почти задаром. При том, что на Западе за такую же работу самые нижестоящие сотрудники, только что получившие высшее образование, получают зарплату почти в две тысячи долларов. А если говорить о специалистах, то речь идёт уже о четырёх-пяти тысячах. Остаётся только надеяться на средства от продаж, так как если мы произведём хорошую технику, всё окупится.
– Кстати, о проектах. Что касается коммутационного оборудования, вводятся ли постепенно, как обещалось в программе, цифровые системы передачи и электронные цифровые АТС, с последующим переходом к цифровой сети?
Мы сейчас делаем несколько больших проектов в ряде регионов и уже в январе запускаем несколько больших сетей, вы об этом скоро услышите. Ряд проектов ориентирован на московскую область — наиболее быстрый запуск, ряд — в регионах. Коммутационное оборудование сделало большой прорыв за последние три-четыре года. Обусловлено это следующим: затраты на разработку коммутационного оборудования приблизительно на порядок выше, чем на любое другое. Конечно, сроки были сильно растянуты, наши специалисты делали титанические усилия и практически бесплатно. И только сейчас эти усилия начали более-менее окупаться. Например, в 1997 году прошла сертификацию станция “Евроквант”. Сейчас у них уже три сертификата, и они выходят на сертификацию междугородней станции. В полной мере это можно назвать прорывом, потому как станция не уступает аналогичной западной.
– Тогда как в таком случае обстоит дело с Президентской программой “Народный телефон”? Помогают ли подобные разработки её осуществлению?
В данное время мы активно работаем над ней, но, так как опять же не было оказано достаточной финансовой поддержки, программа двигается очень медленно. Ситуация, в которой сейчас оказались наши специалисты, особенно в области связи и радиоэлектроники, просто шокирующая. Здесь важно не падать духом и продолжать работать.
|